Описание
ДЕШТ-И-КИПЧАК
“Дешт-и-Кипчак” в переводе с персидского означает “Степь половецкая” (половцы – это летописное название кипчаков). Тюркоязычные кипчаки известны, по китайским источникам, с III – II вв. до н. э. как племена, проживавшие на Северном Алтае. Значительно позднее, на рубеже VII–VIII вв., они оказались в подчинении Тюркскому каганату, а с середины VIII до конца Х в. составили западную ветвь населения Кимакского каганата.
В XI в., когда власть каганата ослабла, часть кипчаков начала переселяться в более плодородные и теплые земли, вытеснив печенегов и часть северных огузов. Подчинив себе эти племена, кипчаки пересекли Волгу и дошли до устьев Дуная, таким образом став хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша, которая и вошла в историю как Дешт-и-Кипчак (сокращенно Дешт). В западноевропейских источниках кипчаки названы “куманами” (есть мнение о том, что куманы – это западная группа кипчаков).
Мощное движение к западу в XI в. как бы явилось обретением родины. Помимо печенегов и огузов (гузов), кипчаки ассимилировали также остатки булгар в низовьях Дона, тем самым укрепив свои позиции в Восточной Европе. В то же время кипчаки разделились на две основные, тесно связанные между собой группы: западную – между Днепром и Днестровско-Дунайским междуречьем и восточную – от Днепра до Волги и Яика. Западной частью половецких степей правил хан Боняк, получивший позднее титул “великий хан”, восточной – Тогур-хан (в русских летописях – Тугоркан).
Непросто складывались отношения кипчаков с русскими княжествами: в период с 1061 по 1097 г. произошло около десяти сражений между ними, победа в которых в основном принадлежала кипчакам. Однако в начале XII века под предводительством киевского князя Владимира Мономаха русские воины совершили двенадцать успешных походов на Дешт; в результате этих походов множество половецких пленников оказались на Руси, началась славянизация кипчаков, продолжавшаяся и в период правления сына Мономаха – Мстислава. После его смерти в 1132 г. положение существенно изменилось: отношения русских и половцев перестали быть напряженными, хотя отдельные очаги былой вражды еще вспыхивали.
Дешт-и-Кипчак переживает возрождение, начинается новый этап половецкой истории. Появляются могущественные ханы, среди них знаменитый Кончак – тот самый хан, который взял в плен новгород-северского князя Игоря в победном сражении 1185 г., захватил города Переяславль и Путивль. Помимо русских летописей, эти события были описаны и в известной многим поэме “Слово о полку Игореве”.
Именно в этот исторический период разрозненные племена объединяются и в более крупные орды, расширяются сферы их кочевий, численность населения возрастает. Укрепляются феодальные отношения, устанавливается феодальная иерархия: хан – султан (сын хана) – бек (крупный феодал) – би (аристократ рангом ниже).
С началом монгольского нашествия на Восточную Европу кипчаки также включились в борьбу с монгольскими завоевателями. В битве на реке Калке в 1223 г. объединенное русско-половецкое войско потерпело поражение от полководцев Чингиз-хана. В 1237 – 1238 гг., после Волжской Булгарии, пал и половецкий мир. Вскоре обширные кипчакские степи превратились в основные земли Золотой Орды.
Необходимо коротко назвать три круга ценнейших памятников половецкого мира, кипчакского этноса. Один из них – знаменитый “Кодекс Куманикус”, кипчакско-латинско-персидский словарь, созданный в 1303 г., уже в период существования Золотой Орды. Язык этого словаря очень близок к современному татарскому. Второй круг – богатые захоронения кипчакского воина вместе с останками коня и с вооружением (они являются весьма ценным историко-археологическим и антропологическим материалом). Наконец, третий – знаменитые кипчакские балбалы (“каменные бабы”), поставленные, как и в Тюркском каганате, в честь воинов, павших в борьбе за свою землю. Это прекрасные памятники материальной культуры, отражающие богатый духовный мир их создателей.
З