Описание
Оборотень – одна из центральных фигур древнейших суеверий. Вместе с вампирами, ведьмами, русалками, призраками и колдунами он существует уже тысячи лет, наводя ужас на взрослых и детей в больших городах и глухих местечках. Слово «ликантроп», от которого он получил свое название, буквально означает «человек-волк» и происходит от греческого Lykantropia. Некоторые словари определяют это слово как «превращение ведьмы в волка». Однако оборотень – это не только человек-волк, но и человек-леопард, человек-лиса, человек-медведь, человек-предмет и т.д. Упоминания об оборотнях встречаются в Южной и Северной Америке, Африке, Китае и, конечно же, в Европе – практически во всем мире. В данной работе я попытаюсь на примере Европы рассмотреть один из вариантов этого феномена – «человек-волк». Во Франции это чудовище было известно под названием лу-гару, в других частях Европы – вервольф или верман, волкодлак или волколок – в облюбованной им Трансильвании, полтеник – в Болгарии. Образ оборотня овладевал умами таких знаменитых людей, как Жан-Жак Руссо, Карл Линней и Джонатан Свифт. Многие талантливые писатели, такие как Редьярд Киплинг, Гай Эндон и другие, запечатлели этот образ в своих произведениях. В XX веке интерес к оборотням не истощается, а развивается и обогащается такими кинофильмами, как «Американский оборотень», «Оборотень в девичьей спальне», «Граф Дракула» и др. Формирование у человека нашего времени стереотипа образа оборотня начинается, в первую очередь, из художественных фильмов, со средневековых легенд и историй, а также из современных газетных публикаций. К примеру вот небольшая подборка историй о оборотнях, разница между которыми составляет примерно пару столетий. Живет некий господин в великолепном замке, живет спокойно и счастливо: жена красавица, здоровые и веселые дети – чем не образец благополучия?! Однажды к нему приходит хороший друг и предлагает сходить на охоту. Однако нашего героя ждут какие-то неотложные дела в замке, и он обещает догнать друга, как только расправится с ними. Друг отправляется на охоту один. Освободившись, наш герой следует за товарищем, но находит последнего в лесу тяжело израненного (в этом месте в легендах обычно следует описание, как гладко поначалу шла охота, но вдруг появился огромный волк, и смелый охотник мужественно и долго боролся со зверем и ненароком отсек его лапу, после чего волк убежал на оставшихся трех). Охотник показывает сверток, друзья разворачивают его и с изумлением обнаруживают человеческую руку. По кольцу на пальце кто-то из них опознает одного из знакомых, которого в скором времени негодующая общественность сжигает или же потрошит, как индейку. Подобного рода истории происходят и в нашем XX веке, вот пример одной из статей на эту тему. В 1918 году случилось странное происшествие с капитаном Шоттом в Северной Нигерии. Попав со спутниками в одну из деревень, они услышали жалобы местных жителей на буйство гиен решили пойти по их следам, но следы неожиданно обрывались, переходя в человеческие. Капитану Шотту удалось увидеть крупную гиену и подстрелить ее. Пуля раздробила зверю челюсть. Кровавый след привел охотников в другую деревню, где в тот же день один крестьянин умер от никому не известной страшной раны. Оказалось, что у него была буквально снесена челюсть!… В 1960 году владелец зоопарка в городе Чилнгмай (Таиланд) Гарольд М Янг охотился в горах и набрел на небольшую деревню. Неожиданно раздался крик, и Янг подбежал к хижине, где увидел, как страшный зверь впился зубами в шею женщины. Охотник поднял ружье и выстрелил чудовищу в грудь. Но тот скрылся в джунглях, оставив за собой кровавый след. Наутро Янг с жителями деревни отправились по этому следу в джунгли. Вскоре они увидели, что следы поворачивают обратно в деревню, к одной хижине. Войдя в нее, люди обнаружили мужчину с пулевой раной в груди! Как повествуют древние трактаты, истинный ликантроп не только изменялся физически, так, что своим обликом начинает походить на зверя, но меняется и его разум, поведение. Он ощущает себя только зверем. В отличие от вампира он не ограничивается ночными действиями,