Описание
Во время железного века пуговиц еще не было, и их функцию выполняли различные булавки и заколки. Сами же пуговицы были изобретены только в XV веке. Значение пуговиц возросло в период средневековья, когда рыцари привозили их в Европу с Ближнего Востока, но широкое распространение пуговицы получили лишь в XVIII веке. Причем вначале, как ни странно, интерес к новым застежкам проявили мужчины. Женщины же встретили появление пуговиц «в штыки» и продолжали пользоваться булавками.
Мужская одежда в то время по яркости и роскоши не уступала женской. Пуговицы изготавливались из благородных металлов, часто украшались драгоценными камнями. Количество пуговиц на мужской одежде иногда было очень большим, что делало платье слишком тяжелым. Известно, например, что французский король Франциск I как-то заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговиц для отделки лишь одного бархатного костюма.
В Европе этот небольшой каменным, костяной или металлический предмет, пришивавшийся на одежду для ее скрепления в декоративных целях, известен начиная с медного века. Присутствие пуговиц позволяет предположить наличие одежды, сшитой из ткани, поскольку для пришивания пуговицы нужны достаточно тонкие нитки, а также и специально проделанная петля, края которой нуждались в упрочнении.
Очень быстро пуговицы становятся важным элементом как повседневной, так и праздничной одежды. Их изготовляют из самых различных материалов — рога, кости, дерева, металла. Во многих музеях можно увидеть старинные пуговицы, украшенные орнаментом и драгоценными камнями. Пуговицы могли использоваться и для ношения различных амулетов и оберегов. Во времена крестовых походов, например, продавали пуговицы, якобы сделанные из древесины мамврийского дуба, под которым некогда отдыхал Иисус Христос.
В XVII в. появились пуговицы из меди и дерева, а в XVIII - из перламутра и кожи. В XIX в. пуговицы изготавливались также из рога, эбонита, «вулканизированной фибры», фарфора, стекла и других материалов. В России XVIII века были очень популярны пуговицы, изготовленные из различных полудрагоценных камней — яшмы, агата, малахита.
Древнерусские пуговицы имели форму шарика с ушком. Вообще, оловянные, медные, серебряные пуговицы отличались большим разнообразием форм. Среди них преобладали шаровидные, грушевидные, яйцевидные. Они могли быть ажурными, цельными, с узором, выполненным чернью, гравировкой, со вставками цветной эмали, драгоценных или полудрагоценных камней, жемчуга, перламутра, стекла. Такие пуговицы считались большой ценностью. Их передавали по наследству, включали в состав приданого, использовали как подвески к серьгам, в качестве бусин. При Екатерине II в России распространилась мода на разноцветные стеклянные пуговицы. Для их производства была организована специальная фабрика, в работе которой деятельное участие принимал М.В. Ломоносов.
Стеклянные пуговицы получили особенно широкое распространение с последней трети XIX века, когда они стали использоваться не только как застежки, но и как материал для украшения. С появлением новых видов одежды - фрака, сюртука, пиджаков, жакетов - пуговицы начинают делать небольшими, строгими, сдержанными по цвету. В конце XIX века в моду вошли блузки, жакеты, пальто, и без пуговиц обойтись стало невозможно. Вот когда ими широко стали пользоваться женщины! Но с течением времени главным качеством пуговицы стало огромное разнообразие фасонов и расцветок, а также и недорогая цена.
Мода на пуговицы бывает самой различной; оказывается, что можно не только пришивать пуговицы различной формы и величины для скрепления одежды. Несколько лет назад существовала мода на так называемый пуговичный орнамент: пуговицы пришивали на одежду как дополнительное украшение. Некоторые модники даже полагали, что чем больше пришьешь пуговиц, то тем более стильно ты будешь одет.